В общении с неслышащим ребёнком следует учитывать некоторые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребёнка есть слуховой аппарат, необходимо общаться с ним, он будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, например название игрушки, необходимо произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой, либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребёнок не видел губ.
В процессе общения с ребёнком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукопозражание, называть звучащие объекты (собака лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у) Взрослый одобряет действия ребёнка, радуется вместе с ним.
Учите ребёнка планировать свою жизнь по этапам:
Я буду кушать, а потом гулять.
Покушал, собирается идти гулять: Я буду гулять, а потом писать
Погуляв, собирается писать: Я буду писать, а потом играть.
Используйте в общениии с ребёнком вопросы:
Как тебя зовут?
Как зовут маму?
Как зовут папу?
Как зовут бабушку?
Как зовут дедушку?
Как зовут куклу?
Как зовут кошку?
Как зовут собаку?
Как вас зовут?
Сколько тебе лет?
Учите ребёнка рассказывать о том, что он видит перед глазами, например:
ТРАМВАЙ ЕДЕТ, МАЛЬЧИК УПАЛ, МАЛЬЧИК ПЛАЧЕТ. После возвращения домой взрослый показывает ребёнку данный текст (текст записывал взрослый во время прогулки). Взрослый вместе с ребёнком делают рисунки к данным предложениям на основании видимого во время прогулки. На каждом рисунке ставиться подпись (сначала их пишет взрослый, а через определённое время их делает сам ребёнок). Из этих отдельных листочков с рисунками составляется книжка-самоделка (листы сшиваются, книжка получает название, самое простое) Такие книжки-самоделки о прогулках кладут на полку для детских книг, чтобы малыш сам мог взять любую из них и самостоятельно прочитать. Нужно, чтобы ребенок всегда читал вслух, даже когда он читает для себя.
Познакомьте ребенка с множественным числом существительных, в которых при образовании множественного числа используются другие окончания:
ОКНО - ОКНА
ДЕРЕВО – ДЕРЕВЬЯ
СТУЛ - СТУЛЬЯ
ДОМ - ДОМА
Познакомьте ребенка с множественным числом глаголов:
ИДЕТ – ИДУТ
ЕСТ – ЕДЯТ
БЕЖИТ – БЕГУТ
СМОТРИТ – СМОТРЯТ
НЕСЁТ – НЕСУТ
СПИТ – СПЯТ
ИГРАЕТ – ИГРАЮТ
ПОЛИВАЕТ – ПОЛИВАЮТ
Все эти глаголы даются ребёнку в процессе общения, без каких бы то ни было объяснений, о том, почему тут такое окончание, а тут - другое. Ребенок постепенно запомнит правильные окончания, если будет иметь большую практику употребления этих слов.
Вводите в активное употребление конструкции с предлогами
У МЕНЯ БОЛИТ ГОЛОВА
У МАМЫ БОЛИТ РУКА
У ЗАЙКИ КОРОТКИЙ ХВОСТ
У МАЛЬЧИКА СИНИЕ ШТАНЫ
У ДЕВОЧКИ БАНТ
У ЛИСЫ ДЛИННЫЙ ХВОСТ
Читайте с ребенком сказки.
Можно начинать со сказки "Репка". При работе над сказками нужно иметь не только книжку с текстом, но и фигурки персонажей сказки. Лучше даже сделать их вместе с ребёнком. Сначала взрослый сам разыгрывает сказку перед ребенком, чтобы он понял смысл. Затем в процессе игр и занятий ребенок знакомится с основными словами и выражениями из данной сказки. После этого взрослый вновь показывает малышу сказку, сопровождая рассказом. Затем работа проводится по частям с использованием всего необходимого словаря. Ребенок обязательно должен действовать - или с фигурками, или изображая персонажей сказки. Если в семье есть другие дети, привлекайте их к этим инсценировкам.
Постепенно ребенок запомнит часть сказки или всю сказку и сможет рассказывать ее самостоятельно. Но и в этом случае он должен имитировать действий или использовать игрушки, иначе он потеряет интерес к сказке.
Помимо «Репки» можно прочитать с ребенком сказки; ТЕРЕМОК, КОЛОБОК, КУРОЧКА РЯБА. При чтении сказок по книгам можно использовать несколько измененный, упрощенный текст - поверх печатного текста наклеивать новый, написанный взрослым. Иногда в книге печатают довольно трудный текст, который очень затрудняет детям чтение, т.к. в нем есть много новых слов, которые редко употребляются в речи.