Пришло лето. Пора отпусков и ребячьих каникул. А как же быть с занятиями? Оставить их или продолжать? Ведь каждый из родителей прекрасно знает, что даже небольшой перерыв в занятиях может отрицательно сказаться на успехе ребёнка. А ведь ребёнка очень трудно усадить за стол, он рвётся на улицу. Не надо загонять ребёнка с улицы и строжиться над ним, надо с умом воспользоваться этим благодатным временем.
Давайте посмотрим вокруг: лес, поле, море, река – всё то, что должен узнать и ощутить ваш ребёнок. Как же это сделать. Вот по траве ползёт жук. Вы пишите палочкой на песке или на листе бумаги, которая у вас под руками. ЖУК. ЖУК ПОЛЗЁТ. ЖУК БОЛЬШОЙ ЧЁРНЫЙ. ЖУК ЖУЖЖИТ (словарь берётся разной степени сложности в зависимости от возраста вашего ребёнка, его словарного запаса). Эти же слова вы говорите ему устно. Жука можно положить в коробочку и послушать как он жужжит. Повторения слов, которые вы пишите и говорите, требовать от ребёнка не нужно.
Дома можно обыграть ситуацию с жуком, предлагая при этом слова, побуждающие к действию. ТЫ ЖУК. ЖУК ПОЛЗИ. Если ребёнок не понял ваше предложение, то можно нарисовать жука и прикрепить его к папиной спине. Попросить папу – жука. ЖУК ПОЛЗИ. ЖУК ЖУЖЖИТ. Далее это действие производит мама – жук и наконец сын – жук. Таким же образом можно познакомить ребёнка с кузнечиком, лягушкой, стрекозой, муравьем и бабочкой.
ЭТО КУЗНЕЧИК. КУЗНЕЧИК ПРЫГАЕТ. ОН СТРЕКОЧЕТ.
ЭТО ЛЯГУШКА. ОНА ПРЫГАЕТ. ЛЯГУШКА КВАКАЕТ: «КВА-КВА».
ЭТО СТРЕКОЗА. ОНА ЛЕТАЕТ.
ЭТО МУРАВЕЙ. ОН ПОЛЗАЕТ.
ЭТО БАБОЧКА. ОНА ЛЕТАЕТ.
Можно сделать с ребёнком книжку-малышку «Насекомые». В этой книжке могут быть ваши зарисовки или иллюстрации, под каждой картинкой должны быть подписи. Можно сделать более подробное описание одного или двух насекомых. Тем самым вы закрепите название уже знакомых частей тела и введёте новые понятия.
Это бабочка. Бабочка красивая, большая. Она летает. У неё есть голова, усы, туловище, большие крылья, лапы.
Это муравей. Муравей маленький, чёрный. Он бегает. У него есть голова, туловище, лапы.
Отправляясь с ребёнком на прогулку обязательно одевайте слуховой аппарат и старайтесь, чтобы он услышал: кваканье лягушки на пруду, стрекотание кузнечиков в поле, пение птиц в лесу, гудки парохода на реке и ход поезда. Вызывайте ребёнка на ответное звукоподражание, сначала совместно с вами, затем вслед за вами и, наконец, самостоятельно.
Чтобы прочно закрепилось новое понятие в памяти у ребёнка, нужно его отразить в разных видах деятельности детей. Можно зарисовать, вырезать, слепить из природного материала и обязательно обозначить словом. Одновременно детям пишут и говорят: жук (стрекоза, муравей, бабочка).
Далее эти поделки можно обыграть: лягушка прыгает с листа на листок, квакает, прыгает в воду и плывёт. Муравей ползает, собирает листики, палочки и тащит на муравейник (дом).
Не забывайте использовать сформированные понятия в повседневной жизни, в разговорной речи.
Желаем от всей души сделать лето приятным и полезным для вашего малыша!