Музыка как форма реабилитации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка как форма реабилитации ребенка с нарушением слуха

Проголосуй за наш сайт

Музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Г.Н. Карепанова

 

Музыка – одна из обязательных форм реабилитации эмоций, движения, слуха, ритма и голоса ребёнка

Раздел 1 «Формирование первоначального навыка слухового восприятия»

Ваш ребёнок не слышит, не откликается на своё имя, не реагирует на звук.  И вы – умолкаете; музыка, пение кажутся вам кощунственными, ведь музыка не для глухих.

К сожалению, такая точка зрения продолжает существовать в бытовом сознании. На самом деле это не так. Обычные приёмы общения, знакомые всем любящим родителям и нужные, просто необходимые всем без исключения детям: слышащим, неслышащим, с задержкой речи, отстающим в развитии и музыкально одарённым.

Музыка, пение, содержащие нежную, ласковую интонацию, дают ребёнку  чувство радости, защищённости, покоя. Даже кошка нежно мурлычет котятам о своей любви. И не потому ли из них вырастают ласковые и преданные животные.

Глухой ребёнок  не слышит речь, часто не реагирует на шумовые звуки. Но он почти всегда слышит ваше пение, направленное прямо в ушко, и часто слышит музыку, звучащую в вашем доме. Да, он слышит звуки не так, как слышащий ребёнок. Его слуховые анализаторы с дефектом, потому и ответная реакция наступает не сразу. Но она обязательно наступит, и пусть звучит музыка в вашем доме.

У  детей с нарушенным слухом существует безусловная способность психики реагировать на музыкальные звуки.

Услышать музыку малышу помогут слуховой аппарат и тренажер. Ранняя диагностика и раннее протезирование дают возможность уберечь и развить те остатки слуха, которые есть у всех детей с нейросенсорной недостаточностью.

Общайтесь  со своим ребёнком так, как будто он – слышащий. Пойте ему колыбельные песенки, прибаутки, любые яркие, выразительные, мелодичные песни, романсы – хорошо выговаривая слова.

Пойте на мотив прибауток или детских песенок всё то, что обычно говорят, а точнее – приговаривают маленьким детям:

                               "Машенька, Маша,

                               Милая наша."

"Катенька любимая,

Катенька красивая."

                             "Сашенька, Санюша,

                             Кашку покушай"

Пойте неторопливо, ласково. В древней Руси именно так , нараспев, и разговаривали русичи.

Пойте на знакомые мотивы слоги фонетической ритмики, все наши «Па-па-па-па», «Та-та-та-та» и т.п. Петь надо очень ритмично, точно выделяя ударный слог, в темпе речи, в уме подставляя слова какой-нибудь песни и не дробя слова на слоги – слитно.

Например, на мелодию «Колыбельной»:

 У ко – ти – ка   вор – ко – та

 Та – та – та – та – та – та – Та.

1.       Петь на «голое ухо».

2.       Петь перед  лицом ребёнка, имеющего две заушины.

3.       Петь через тренажёр, но не слишком громко.

Все мелодии должны звучать одноголосно, без сопровождения, ведь слышащего ребёнка вы не стали бы учить речи хором, а тем более на разные голоса. Ребёнок должен ясно слышать только одну мелодическую линию, чтобы потом подражать услышанному.

 

Раздел 2. «Развитие ритмичности речи»

Всё, что есть на Земле подчинено единому ритму. Всякое нарушение ритма ведёт к сбою, а утверждение ритма, как закономерного чередования процессов – путь к стабильности, к жизни.

И в речи, и в музыке основополагающим является РИТМ.

Правильная ритмичная речь возникает из сочетания произносимых звуков и ритмичных движений ребёнка. Поэтому на начальном этапе особенно важно, чтобы ритмика пронизывала все «звучащие» формы обучения.

Опираясь на опыт родителей наших бывших воспитанников, хочу посоветовать  как можно раньше приобщать ребёнка к танцевальным движениям под музыку. Это совместные хлопки в ладоши, лёгкие ритмичные похлопывания по разным частям тела ребёнка, танцы и пляски с ним на руках. Использовать вибрационно-тактильную передачу ритма, применяя свою родительскую фантазию.

Желательно иметь дома набор звучащих игрушек: погремушки, барабан, бубен, ложки…

Шумовые игрушки можно изготовить самим при участии детей, используя различные предметы: пластиковые бутылочки, стаканчики, коробочки. Их можно наполнить сухим горохом, камешками, пуговицами и т.д.

Движения хорошо сопровождать соответствующими текстами:

«Большие ноги идут по дороге – ТОП – ТОП – ТОП, ТОП – ТОП– ТОП» - ходьба.

«Маленькие ножки бежали по дорожке – топ – топ – топ – топ – топ, топ – топ – топ – топ – топ» -  бег .

«Ладушки, ладушки, где были – у бабушки…» - хлопки в ладоши.

«Ножки топ, топ, топ. Ручки хлоп, хлоп, хлоп».

 

Раздел 3. «Формирование тембрового слуха»

Как только вашему малышу надели слуховые аппараты, у него появляются новые возможности.

Одна из них – обретение тембрового слуха.

Со временем ребёнку предстоит освоить различные музыкально-шумовые инструменты, в том числе и самодельные (бумажные, металлические, деревянные, стеклянные и т. д.)

Пусть ребёнок играет с одним из инструментов не менее одного – двух месяцев и лишь затем дайте ему второй, лучше контрастный по звучанию:

барабан,

треугольник,

ложки,

бубен,

дудку.

Когда малыш освоит два инструмента, попробуйте предложить ему узнать их по звуку – за экраном. Он может отвечать, указывая на инструмент, а позже – называя или читая таблички с названием и рисунком. При правильном ответе  дайте ребёнку поиграть на этом инструменте.

Если малыш затрудняется и путает инструменты, то не давайте ему больше трёх инструментов  (барабан, треугольник, ложки). Весь набор инструментов можно предложить и после четырёх лет в соответствии со способностями и подготовленностью.

Музыка должна быть привычной средой, в которой развивается неслышащий ребёнок , но, разумеется,  не постоянно звучащей. «Дозированным» музыкальным фоном в вашем доме может быть спокойная классическая музыка с солирующими инструментами. Например: сонаты для скрипки или флейты с клавесином, для фортепиано с оркестром. Очень хороша хоровая духовная музыка.

Позже, когда ребёнок научиться читать, можно будет записать на карточках названия пьес и солирующих инструментов, чтобы играть в «Угадайку!».

 

Список рекомендуемых музыкальных сборников для домашней фонотеки:

1. Серия аудиопособий  В.Железновой  «Развивалочки»:

а) CD «Поскорее засыпай» - русские народные колыбельные в традиционном исполнении (женский голос);

б) CD «Сказки на ночь» - 50 старинных песенок в сказках (для малышей от 9 месяцев до 4 лет).

2. CD диски с классической музыкой для детей (П.Чайковского - «Детский альбом», «Времена года» ..., Р.Шумана («Детский альбом»);

3. CD диски с Русской хоровой музыкой для мужских и женских хоров.

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения